Планировка здания церкви

Церковь Санто Спирито (1436-1446)

Интерьер церкви Санто Спирито во Флоренции / www.brunelleschi.ru

При строительстве церкви Санто Спирито центрическое купольное здание из равновеликих квадратов и боковых нефов с нишами-капеллами было расширено путем добавления продольного здания до колонной базилики с плоским перекрытием. Базилика имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним полукруглыми капеллами образуют единый непрерывный ряд равных ячеек, обходящий церковь по всему периметру, за исключением западного фасада. Подобное построение капелл в виде полукруглых ниш имеет существенное конструктивное значение: складчатая стена могла быть предельно тонкой и в то же время хорошо воспринимала распор парусных сводов боковых нефов.

План церкви отличается ясностью и логичностью, хотя он и усложнен по сравнению с Сан Лоренцо за счет обходящей всю церковь колоннады, пропорции которой придают центральному нефу особую устойчивость и гармоничность. Брунеллески удачно использовал ордер, разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещенными над капителями отрезками антаблемента. Колонны несут вес без напряжения, арки легки, членения, как обычно у Брунеллески, тяготеют к плоскости. Все верхние части постройки оставлены гладкими и белыми, благодаря чему несомые части кажутся легче несущих.

По сравнению с Сан Лоренцо капеллы Санто Спирито имеют полукруглую, а не прямоугольную форму, причем они обходили периметр всего здания и выступали своими полукружиями наружу (позже они были скрыты за гладкой стеной); также и колоннада размещалась во всех частях интерьера, охватывая и входную стену, и ветви трансепта, и хор; алтарь поставлен под куполом, а не в алтарной части; капеллы фланкируются не пилястрами, а полуколоннами; арочные проемы капелл равны арочным проемам центральной колоннады (в Сан Лоренцо их отношение было 3:5); в отличие от Сан Лоренцо капеллы имеют узкие окна, отсутствуют круглые окна в боковых кораблях; колонны несколько большего размера и диаметра, чем в Сан Лоренцо; антаблемент не соприкасается с архивольтами, а отделен от них небольшим интервалом, отчего он кажется более легким; отсутствует оживлявший Сан Лоренцо орнамент.

Брунеллески не хочет нарушать это целостное впечатление от интерьера, никакими орнаментальными украшениями, никакой скульптурой, не предусматривал размещение гробниц, никакой живописью (в боковых капеллах алтари были отставлены от стены, и не предназначались для алтарных образов и священник служил, стоя за алтарем). Он создал идеально уравновешенное целое, в котором все взаимосвязано. В целом в Санто Спирито Брунеллески остается верен своим архитектурным принципам. По сравнению с Сан Лоренцо его интерьер более строг и серьезен, менее приветлив, носит менее открытый характер, не так хорошо освещен. Но архитектурные основы этого интерьера и его эмоциональный строй остаются теми же самыми. В Санто Спирито торжествует принцип гармонии, и все членения кажутся столь же естественными, как соотношение частей в человеческом теле.