Джулиано да Сангалло (1445—1516)

Ученики и последователи Брунеллески

Джулиано да Сангалло. Церковь Санта Мария делле Карчери в Прато. 1484-1491 / www.brunelleschi.ru

Развитие флорентийской архитектуры XV века завершает Джулиано да Сангалло (1445—1516), самый значительный из преемников традиций Брунеллески и Альберти.

Сангалло разрабатывает один из главных мотивов архитектурной мысли XV века — мотив «идеального храма», центрического купольного здания. В двух прекрасных постройках, воплощающих эту идею,— крестовокупольной церкви Санта Мария делле Карчери в Прато (1484—1491) и восьмиугольной сакристии флорентийской церкви Санто Спирито (1488—1492),— раскрываются лучшие черты его дарования — унаследованная у Брунеллески изысканная простота и графическая легкость, гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» — золотого сечения.

Замечательно решение внешнего облика церкви Санта Мария делле Карчери в Прато - одного из наиболее ранних образцов ренессансного центрально-купольного храма. Четыре фасада храма соответствуют четырем рукавам креста - Сангалло предвосхищает здесь идею виллы Ротонда Палладио. Архитектурная пропорциональность, установленная Брунеллески, выливается отныне в застывшие, часто повторяющиеся формы.

Все здание церкви Санта Мария делле Карчери можно было бы поместить в куб (за исключением купола), т.к. его высота равна его длине и ширине. Сочетание продольного и центрического плана, применявшееся Брунеллески, сводится в плане к греческому кресту (Сангалло предпочитал именно такой план из-за его символического значения), но утяжелено излишне подчеркнутым колористическим контрастом стен и пилястр. Длина четырех сторон этого «креста» составляет половину ширины сторон куба, а ширина составляет половину их высоты. Внутри церкви стороны «креста» перекрыты цилиндрическими сводами, на которых покоится купол, причем край барабана не соприкасается с поддерживающими арками, отчего купол кажется парящим в воздухе.

Не менее значительны находки Сангалло в области гражданской архитектуры. Построенная им вилла Медичи в Поджо а Кайяно (ок. 1480—1485) представляет новый тип загородной резиденции. Здание виллы представляет собой чистый геометрический объем, поднятый к свету цоколем, окруженным аркадой. Подчеркнуто простая постройка подчеркивает изысканность его классического фронтона. Фасад с мощным арочным стилобатом, античным портиком, широким разворотом изгибающихся лестниц, обширный двусветный зал, перекрытый кессонированным цилиндрическим сводом, придают ей величие и торжественность, несвойственные более ранним загородным виллам с их скромным, сельским обликом.

Джулиано да Сангалло также возвел палаццо Гонди (1490—1494), повторяющим классический тип дворца, унаследованный от Брунеллески и Микелоццо. Палаццо Гонди отличается интересным и новым мотивом открытой лестницы, выведенной во внутренний дворик.

Мы видели, что XV век был веком решающих перемен в европейском искусстве. Новаторы поколения Брунеллески вывели итальянское искусство на иной уровень, опередив художественные процессы в других странах.